или «лицензия на правду».Прологъ
Совершенно случайно этот пост почти совпал с выходом в свет этакого перла дремучей серости под названием «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ«. для тех кто не в курсе — это рекомендации по созданию нового учебника истории для неокрепших мозгов маленьких и не очень маленьких россиян. Совпадение в выходе этого шедевра (что вы читаете) и того «стандарта» — совершенно случайно. (Хотя забавно) Да, если лень читать весь пост, то переходите сразу в самый низ, там одной строкой всё изложено.
если поглядеть на то, как радостно и совершенно безответственно трактуется история, то приходит мысль — а что же на самом деле происходит?
Событие
некоторое событие, в результате которого произошло некое изменение. Это понятно — если ничего не изменилось — то ничего стало быть и не произошло. и это и обратное верно. так что будет считать, что это и есть «событие»
Участники
Активные участники события, от действий (или воздействий) которых именно это событие произошлоСвидетели
Пассивные наблюдатели именно этого события.Наблюдатели
Личности, занятые поиском событий, участников и свидетелей.
Обозреватели
Некие личности, сообщающие о этом событии на основании рассказов наблюдателей, свидетелей + своего аналитического багажа знаний.
Аналитический Багаж Знаний
Ассоциативный массив своих наблюдений, услышанных историй от свидетелей, других наблюдателей, личных оценок, собственных комплексов а также «рекомендованных» или «желательных» направлениях взглядов при оценке тех или иных событий.
Уроки Истории
Череда рассказов [набор медийного контента] о событиях, изложенных таким образом, чтобы у слушателя сформировались устойчивые направления взглядов при оценке тех или иных событий.
Зачем нужны «Уроки Истории»?
Любое событие за всю историю обязательно пересказано столько раз, и таким количеством народу, не имеющим ни малейшего отношения к этому событию, что проще считать что того события и вовсе не было, чем пытаться понять, что же всё таки произошло. Ещё совсем недавно источники информация были менее доступны — библиотеки, закрытые хранилища, иностранные языки и так далее, и те, кто имел к ним доступ получали тем самым «малую», «среднюю» или «Большую Лицензию на Правду», иными словами — эти «избранные» знали что-то, что остальной народ не знал. Владея исключительным доступом к этой информации, они могли (да и продолжают) крутить и жонглировать фактами на Уроках Истории так, как было выгодно им, точнее — так, что рассказанные истории оправдывали их существование и «нужность».
Самый простой пример: уберите евангельский эпос — и сразу несколько миллионов (!) бездельников окажутся абсолютно ненужными, лишними.
Не надо заблуждаться, в данном контексте «Уроки Истории» — это любой обзор в любом медийном пространстве в любой аудитории — миссионер на берегу Зелёного Мыса, журналист в газетной статье, ведущая на экране телевизора, документальный фильм, художественный фильм, труд великого сумасшедшего Гумилёва, учебник истории для средней школы и всё остальное, в чем присутствует событие и обозреватель, описывающий это событие.
С развитием Интернета информация стала доступна практически каждому, у кого есть самый минимальный доступ в Глобальную Паутину. Теперь самое сокрытое, тайное и ранее доступное самому узкому кругу «избранных» вышло на свет, а вместе с этим и та самая «Большая Лицензия на Правду» стала достоянием каждого.
Больше нет необходимости тратить время в библиотеке, учить иностранные языки и посещать семинары или там проповеди тех, кто знает то, что мы (по каким-то причинам) не знаем. Тем более, что рассказчики как правило дают информацию на основе своих взглядов и ассоциаций, часто просто передёргивая и перемешивая факты со своим Аналитическим Багажом.
Так что проще, если на самом деле любопытно, поковыряться в Интернете и почитать, что пишут, как оценивают то или иное событие разные люди. Правды вы не узнаете, но полюбоваться разнообразием взглядом и мнений вам гарантированно.
Так где правда, брат?
Правда отлично сформулирована в том самом стандарте:
Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. При этом изложение исторического материала не следует «мельчить», перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями.
Иными словами: научить Родину любить, чувствовать себя гражданином этой Родины, и терпеть (да-да, толерантность по-русски это терпимость, терпение). А собственно историю и учить то толком и не надо, или как сказано — мельчить, перегружать второстепенными именами и незначительными событиями.
То есть на протяжении всего обучения Урокам Истории молодые головы забивают какими-то байками, вместо того чтобы например пойти поиграть во дворе, или научиться зарабатывать свою первую штуку.